Часто встречаются игроки которые приписывая своему персонажу магические способности, однако либо не расписывают важные моменты должным образом либо превращают своё детище в такое, что Гендольф с Эльминстером в сравнении с ними кажутся просто тщедушными новичками. Вот что бы такого не было, расписываю основные принципы магии и владения ею, которые используются в наиболее популярных и широко известных фентезийных системах.
Итак, юнные чародеи, слушайте внимательно и записывайте. Перо, чернила и листы бумаги вам выдали.

1) Все заклинания имеют один или несколько из следующих компонентов: вербальный, соматический, материальный (порошки, зелья и прочие субстанции или предметы). Последний из них требуется редко, в основном для проведения ритуалов.. Творить магию одной лишь силой мысли могут разве что только чернокнижники  (и то это не заклинания, а инвокации - т.е. заклинательные способности, позволяющие использовать внутреннюю магию чернокнижника для формирования сокрушительных ударов) или же расы имеющие врождённые заклинания - например дроу, способные без всякого усилия кастовать сферу тьмы, погружающую их врагов в непроницаемый мрак.
Некоторые маги при определённом уровне опыта могут овладеть способностью безмолвное заклинание, что позволяет им также кастовать заклинания низших и средних уровней мгновенно и без всяких компонентов (кроме концентрации конечно).

2) Заклинания, кроме самых простейших  - очень длинные и сложные, а потому требуют предварительной подготовки (заучивания). В условиях боя достаточно произнести остаток заклинания и проделать необходимые жесты (если они нужны), чтобы активировать его силу. Количество одновременно удерживаемых в "памяти" активных заклинаний ограничено и зависит от уровня мастерства чародея и его магического потенциала. Чтобы вновь использовать эту магию необходим продолжительный отдых и повторная подготовка (заучивание).

3) Чем мощнее заклинание, тем оно сложнее, требует больше времени на подготовку и при заучивании занимает больше доступного магу потенциала. Вы же не думали что всё так просто? Ради хороший "ба-баха" придётся постараться.

4) Самые мощные и сложные заклинания доступны лишь опытному магу.

5) Каст любого заклинания требует определённой концентрации (маг конечно не впадает в транс, но определённая сосредоточенность мыслей и действий необходима). Если мага во время каста атакуют, нанося по нём удар или вынуждая защищаться, то он скорее всего потеряет концентрацию и испортит заклинание. Если заклинание было прервано не в самом начале, то заклинатель ещё и зря теряет высвободившуюся магию.

6) Некоторая магия, особенно продолжительного действия,  требует от мага концентрации, для поддержания в активном состоянии.  Если его отвлечь, он может её потерять и эффект от заклинания исчезнет.

7) Каст особо сложных заклинаний отнимает много сил, что может привести к временной слабости и неспособности некоторое время что-то вообще делать. А если заклинатель ещё и ранен сильно, то вообще может убить. Но если до этого не дошло, то всё поправимо, нужно только время и отдых.

8) Магия бывает двух типов - тайная и божественная. Маг владеющий тайной магией черпает свою силу из окружающего мира, а божественной (друиды, жрецы, шаманы) от конкретных богов или живой природы - исчезнет благословение этого бога, значит прервётся связь с ним и возможность пользоваться божественной магией. Одновременное владение обоими типами магии являясь только волшебником или только жрецом невозможно, нужно что бы было развитие в обоих классах. Исключение - если один из типов магии у вас врождённый (к примеру аазимары (полуангелы)). Следует помнить, что боги допускают не всех последователей, магу-некроманту никогда не стать жрецом доброго бога.

9) Помимо типов магии который определяет источник её получения, существуют сферы магии, например элементная (стихийная), растительная (той что пользуются друиды) и т.д. Каждая из сфер магии включает в себя хотя бы одну, а чаще несколько школ магии. Школа магии определяется её направленностью, то есть тем для чего она используется. Это может быть школа призыва, школа иллюзии, школа превращения, воплощения и т.д. Таким образом заклинания одной и той же школы, могут принадлежать к разным сферам и даже типам магии. Многие маги специализируются на конкретных школах и сферах.

10) Изучение любой магии отнимает много времени, таким образом опытный маг и в тоже время столь же опытный воин - явление очень редкое, так как у мага остаётся мало времени для тренировок.

11) Способы изучения магии также у разных классов магов разные. Колдуны и чернокнижники к примеру, обладая врождёнными магическими силами, доставшимися от сверхъестественного предка изучают магию используя воображение и талант, что позволяет им творить магию чаще волшебников и не утруждают себя долгой учёбой, однако зато волшебники подходя к этому процессу как к искусству и сложной науке получают возможность постичь магию гораздо глубже и стать ещё более разносторонними и искушёнными заклинателями.

12) Маги имеют свои преимущества и недостатки. Преимущество - огромное могущество и возможность производить дистанционные атаки, оставаясь в безопасности и даже не запачкавшись, недостаток - они как правило уязвимы в ближнем бою и стараются не подпускать к себе врага. Однако часто маг использует в ближнем бою различные магические предметы, порошки, посохи и т.д., что позволяет зачастую сравнять шансы.